zvezdochka_ru (zvezdochka_ru) wrote,
zvezdochka_ru
zvezdochka_ru

Categories:

Самый старый пароход

В составе флотилии "Звездочки" работает одно уникальное судно. Это колесный пароход "Н.В.Гоголь". Вообще, на заводском сленге "пароходами" называют атомные субмарины: "топка" ядерного реактора, паропроизводящая установка, турбины. Чем не пароход? Но "Н.В.Гоголь" - это пароход в общепринятом, классическом смысле этого слова.
0001
На днях "Н.В. Гоголь" покинул зимнюю стоянку у заводского причала и завтра совершит свой первый рейс в навигацию 2014 года.
Выход парохода с завода - непростая операция. Для проводки судна под тремя мостами через Никольский рукав приходится опускать мачты, демонтировать трубу и капитанскую рубку. И выполняется эта операция при отливе по малой воде. Просвет между верхней точкой судна и пролетом мостов при этом составляет всего около метра.
Летняя стоянка парохода - у причала 2-го участка в Северодвинске или на Морском речном вокзале в Архангельске.
0002
Здесь на причале 2-го участка при помощи крана монтируются снятые для проводки части. Здесь же пароход предъявляется Российскому речному регистру.

Итак, знакомьтесь. Пароход "Н.В. Гоголь". Построен в 1911 году в Нижнем Новгороде на Сормовской верфи. Да-да, пароходу "Н.В.Гоголь" уже 103 года и, как мы склонны считать, он является самым старым судном в России, которое находится в эксплуатации. К этому надо добавить, что "Гоголь" - единственный в России действующий пароход-колёсник. Ему повезло. В 1972 году "Гоголь" попал в руки судоремонтников "Звездочки". Нет никакого сомнения, что именно благодаря этому обстоятельству, пароход до сих пор жив и здоров.
Закладные доски парохода отмечают основные этапы его жизни: Постройка в Сормово, капитальные ремонты в Великом Устюге и Северодвинске.
0004
Подробнее с историей парохода любопытные читатели могут ознакомиться здесь или в Вики. Мы же просто сделаем небольшой фоторепортаж.
Откуда начнем? Предлагаем с "центрального поста", сиречь капитанской рубки.
00020
Вся энергия на пароходе производится паром. Рулевая машина, естественно, тоже паровая.
00015
Малое рулевое колесо - рабочее. При помощи гидро пароусилителя с ним легко справляется один человек. Большое рулевое колесо является резервным, на тот случай, если по каким-то причинам давление пара падает. Его приходится крутить уже вдвоём-втроём. Тросики у подволока открывают пароходные гудок и свисток для подачи звуковых сигналов.
Из современных устройств в рубке только средства связи и навигации. Машинный телеграф, к примеру, вековой давности. Никакого пластика. Латунь и медь!
00016
А это - "голос парохода" - гудок.
00019
С прогулочной палубы, с самой верхотуры, по трапу спускаемся на тентовую палубу.
00010
Окна кают средней палубы выходят прямо на бортовые галереи.
00011
Прогуливаясь по палубе можно задержаться у открытого окошка каюты, поточить лясы со знакомцами.
00021
Внутренние помещения средней палубы
00024
Коридор к кормовому салону. Каюты, каюты. При постройке кают на пароходе было всего около десятка. Остальные пассажирские помещения были "вокзального" типа с лавками. Огромный объем внутреннего пространства отводился под топливо. По "молодости лет" пароход ходил на дровах. На 10 часов хода ему требовалось около 40 кубов дров. Ну, к этому мы вернемся, когда дойдем до машинного отделения. В середине 90-х годов внутренние пространства были перестроены для большего комфорта, организованы каюты. По постройке пассажировместимость "Гоголя" составляла почти 700 человек. Сегодня на пароходе чуть больше полусотни спальных мест в одно-, двух- и трехместных каютах. В короткие прогулочные рейсы без ночевок на борту пароход может принять около сотни пассажиров.
00025
Перед столетним юбилеем на пароходе были перестроены два салона - носовой и кормовой. Это носовой - для официальных приемов, банкетов, переговоров. Стулья, к сожалению, не от мастера Гамбса.
00013
Спускаемся на главную палубу. Латунные поручни пока укутаны, чтобы уберечь от повреждений.
00026

00027
Здесь у трапа находится судовой колокол. Рядом на стене портрет "человека и парохода", русского классика, автора "Тараса Бульбы", "Шинели" и "Мертвых душ" Николая Васильевича Гоголя.
0005
До начала 90-х помимо "Гоголя" на Северной Двине обитали еще два классика-колесника - "Лермонтов" и "Пушкин". Состояние обоих этих пароходов было, мягко говоря, негодным. На оба наложила руку нарождающаяся буржуазия. В результате такого "рукоположения" "Пушкин" сгорел и затонул в одном из рукавов дельты Двины, "Лермонтов" тоже не уберегся и затонул в окрестностях Северодвинска.
На главной палубе помимо прочих корабельных помещений есть небольшой бар и прилагающийся к нему камбуз.
NEW.Still002
По пути в машинное открываем дверцу и наблюдаем... Колесо. Пропульсивная система парохода незатейлива: вал приводит в движение гребные колеса. Так предстает гребное колесо при наблюдении из чрева парохода.
NEW.Still001
А так - при взгляде снаружи. Гребные лопатки (из зала верно подсказали "плицы") - материал расходный, и потому они деревянные.
NEW.Still004
Проходим в машинное отделение. Самая вкусняшка. ТруЪ стим-панк, причем работающий. Да, корпус парохода неоднократно латался и переваривался, перестраивались внутренние помещения, протягивались линии связи и видеонаблюдения. Паровая же машина осталась "родная", выпуска 1910 года.
00028
Топки паровых котлов. Единственная "новация", привнесенная в машину, - это замена типа топлива. Сегодня котлы топят мазутом. Расход мазута - 11 тонн на ходовой день.
00037
Летом  на полном ходу температура в машинном достигает 50 градусов. Вахте приходится непросто. Не как в песне: "Термометр поднялся аж на сорок пять / Без воздуха вся кочегарка", но тем не менее.
Телеграф в машинном.
00029
Все манипуляции с машиной производятся вахтенным механиком при помощи вентилей и рычагов. Вентилей - десятки. Тут несведущему человеку и поллитра не помогут разобраться.
00030
00036
00039
00034
Инструмент в порядке и покрашен. Не бутафорский, а самый, что ни на есть рабочий. Ключи не столько для того, чтобы открутить-закрутить, сколько для того, чтобы управляться с клапанами и вентилями, постоянных барашков на которых из соображений эргономики просто не стоит.
00035
Масленка. Большая часть движущихся частей смазывается самотеком. Механики настраивают режим подачи масла и оно самотеком попадает на нужные поверхности.
00033
Пароходная "трансмиссия". Поршни, вращающие колесный вал.
00031
00032
Из машинного пройдем посмотреть на якорную лебедку. Она тоже приводится в действие силой пара.
0006

На этом экскурсию завершаем. 30 мая "Н.В.Гоголь" официально откроет свою 103 навигацию. В 14.00 он отходит от причала Морского речного вокзала в Архангельске в тестовый рейс до Малых Карел и обратно. К сожалению, в нынешнем году пароход не сможет совершить традиционный круиз по Северной Двине по маршруту "Архангельск-Котлас". Уровни воды в Северной Двине в недостаточны для безопасного судоходства выше Брин-Наволока. Удачной навигации тебе, дедушка русского речного флота! Семь футов под килем!
Гоголь-ФИНАЛ

UPD: Некоторый апдейт относительно коммерческой стороны эксплуатации парохода. Прибыли судно не приносит. Содержание парохода процесс дорогостоящий,  и даже при достаточно высоких расценках на пассажиро-место, деньгами не отбивается. Высокие эксплуатационные затраты, большое количество рейсов "для внутризаводского пользования", короткий период навигации и туристическая малоразвитость региона дают стабильный убыток в каждую навигацию без исключения. Это да. Но! Мы судоремонтники, и "живой" колесный пароход в наших руках сам себе лучшая рекомендация квалификации завода. "Гоголь" для нас проект имиджевый и социальный.
Tags: Гоголь, Звездочка, Северодвинск, пароход
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments