zvezdochka_ru (zvezdochka_ru) wrote,
zvezdochka_ru
zvezdochka_ru

Category:

СРЗ-35. Некоторые размышления

Довелось поближе познакомиться с мурманским филиалом. Впечатление двойственное. С одной стороны, восприятие завода натягивается на шаблон, сформированный  "интерьерами "Звездочки". И 35-й по этой мерке выглядит пустынно и мрачновато. Опять же заполярная весна - и с неба мразь, и под ногами грязь - свой фильтр наложила. С другой стороны, понимаешь, что предприятие в 10000 человек и его филиал, численность которого на порядок меньше, один к одному сравнивать нельзя, а времена года - это категория цикличная. Впрочем, пролог затянулся. По итогам общения на 35-м СРЗ родилось следующее с картинками:

СРЗ-35: Дорога  в будущее.
kpp
"Парадный подъезд" мурманского филиала Центра судоремонта "Звездочка" 35 судоремонтного завода. Улица Адмирала Лобова, 100. В воротах СРЗ-35 улица Лобова и заканчивается. Дальше - промтерритория.
Для подавляющего числа мурманчан 35-й судоремонтный завод по-прежнему остается заводом «Севморпуть». Освоение Северного морского пути -- новой арктической магистрали – в 30-х годах прошлого века стало отправной точкой для истории мурманского филиала «Звездочки». СССР начал освоение Арктики. Первые полярные станции, первые трансарктические караваны, полярные летчики, Шмидт и Папанин, Воронин и Каманин – следы героики тех лет встречаются повсюду на территории бывшего судоремонтно-судостроительного завода Главсевморпути, ныне судоремонтного завода №35.
Как и многие другие индустриальные объекты Севера, завод в поселке Роста на северной окраине Мурманска возводился усилиями советских комсомольцев, на энтузиазме первых пятилеток. До сих пор на бетонных стенках доков можно отыскать отпечатки ладоней его строителей, оставленных на память будущим поколениям.
dock1
Трап в камеру дока. Выглядит, конечно, жутковато, но задачу свою выполняет. Искать отпечатки ладоней на стенах было недосуг. Доверился утверждению руководителей филиала.
dock2
В доке набирают стапель. Интересно, что стапельная плита не бетонная, а булыжная.
dock4
Батопорт, несмотря на свой возраст, уверенно сопротивляется Кольскому заливу.
Во время войны завод был переподчинен Военно-морскому флоту и оставался его военным более 60 лет. В послевоенные годы предприятие росло и развивалось. Строились новые цеха, оборудовались причалы, производство оснащалось оборудованием, создавалась социальная инфраструктура. В пиковое предперестроечное время численность работающих на 35-м заводе достигала восьми тысяч человек. От причалов завода на боевую службу уходили крейсера и противолодочные корабли, эсминцы и тральщики, десантные корабли и подводные лодки.
В 90-е годы прошлого века предприятиям судостроя жилось по-разному. Одним плохо, другим – очень плохо. 35-й СРЗ попал в число вторых – тех, кому жилось очень плохо. Почти на 100 процентов зависящий от оборонного заказа завод стал деградировать. Государственная власть, озабоченная проблемами разрушения железного занавеса и пусканием ветров перемен, перевела армию и военно-морской флот в разряд пасынков. Огромный советский Северный флот в новой России надолго (а многие его корабли и навсегда) «встал к причалу». Судоремонтный завод в мурманской Росте фактически остался без работы. Его военная подчиненность значительно сужала возможности маневра в новых условиях, переориентации производства. С другой стороны, именно своей военной принадлежности завод обязан тем, что до него не дотянулись руки «эффективных собственников», как, к примеру, до архангельской «Красной Кузницы», которая  до присоединения к «Звездочке» находилась в состоянии вялотекущего десятилетнего банкротства.
press_label
Табличке, да и самому прессу уже давно место не в цехе, а в музее.
В этих тяжелых условиях завод был поставлен на грань выживания. Сокращалась численность рабочих, ветшали здания, сооружения, и коммуникации, изнашивалось оборудование. Но и в этих условиях завод всеми силами старался сохранить компетенцию. И ему это удалось. В сравнении с головным предприятием, мурманский филиал выглядит застрявшим в 90-х годах. Тем не менее, предприятие вполне успешно решает задачи, объем и сложность которых растут год от года. Корабли Северного флота вернули Андреевский флаг в мировой океан и в этом возвращении рабочие 35-го завода сыграли значительную роль. В сжатые сроки судоремонтниками филиала были выполнены работы по обеспечению технической готовности кораблей группировки во главе с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов», которая сегодня выполняет задачи боевой службы в Средиземном море. Благодаря работе мурманских судоремонтников у российской дипломатии появились дополнительные козыри для защиты интересов страны. Всего лишь одна иллюстративная цифра: в 2013 году 35-й СРЗ выполнял работы на 137 судах и кораблях Северного флота. Понятно, что объем и сложность этих работ были различными на каждом из заказов, а их спектр варьировался от ТАвКР «Адмирал Кузнецов» и ТАРК «Петр Великий» до «номерных» рейдовых буксиров, тем не менее, цифра показательная.
pano
Вид на центральную и южную часть СРЗ-35 с левого берега Кольского залива.
Однако, успехи эти даются заводу непросто. В своем нынешнем состоянии мурманский филиал «Звездочки» не в состоянии решать задачи по обеспечению боеготовности кораблей Северного флота с требуемой эффективностью. Для того чтобы осознать необходимость модернизации мурманского филиала, не требуется академического ума. Эта потребность видна даже человеку, не искушенному в тонкостях судоремонта. Конечно, за последние годы завод значительно улучшил свою судоремонтную состоятельность. Системно наращиваются объемы производства. За последние пять лет они выросли почти в четыре раза и по прогнозу на 2014 год рост продолжится с той же интенсивностью. Растет численность рабочих и уровень заработной платы.
dock5
Угадайте, кто там спрятался? Сдаетесь? БТ "Ельня". На СРЗ-35 нет эллинга, поэтому тепловые укрытия для проведения работ строятся прямо в доке. Спасибо рекламодателям и рекламным агентствам. Отслужившие свое виниловые баннеры - прекрасный материал для импровизированного временного эллинга.
Восстанавливаются утраченные производства – котельное, дизельное. Мурманский филиал вновь самостоятельно производит ремонт турбомеханизмов и паровых систем. Проводятся ремонтно-восстановительные работы стендового оборудования, специальной оснастки, инструмента. Создаются новые виды производств, например, по экспертному обследованию  и техническому диагностированию  оборудования – котлов, грузоподъемных механизмов, судовой арматуры. Впервые за долгие годы СРЗ-35 принял в средний ремонт корабль первого ранга – большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко».
chab1
БПК "Адмирал флота Советского Союза Чабаненко" у причала СРЗ-35.

vent_chab
Вентиляция и газоходы, демонтированные с БПК "Адмирал Чабаненко" в цехе 1 СРЗ-35. Здесь их отдефектуют и восстановят.
Однако предпринимаемые руководством филиала усилия  решают задачи лишь поддержки судоремонтной компетенции, а не ее развития. Насущное требование радикального переоснащения практически кричит из каждого закоулка на заводе, из каждого предписания контролирующих органов, требующего, к примеру, привести здание постройки конца 40-х годов к современным требованиям безопасности. Современное состояние завода таково, что локальными мерами ситуацию не исправить. Требуется даже не модернизация, требуется фактическая реконструкция, перестройка всего завода, не только инженерная, но и географическая оптимизация производственных процессов.
c1_slog
Цех №1 СРЗ-35. Монтажный, достроечный, корпусный... Словом, семь в одном. Его начальник Андрей Шестаков - выходец со "Звездочки". Когда он возглавил цех, этот девиз советской эпохи был покрыт грязью в палец толщиной. Лозунг отмыли, цех прибрали. По плану реконструкции этот цех должен бьть снесен.
План такой реконструкции разработан по заказу филиала Центром технологии судостроения и судоремонта. Речь идет о фактическом строительстве нового завода на берегу Кольского залива – современного, технологически оснащенного, с логичной организацией производств, соответствующего не только действующим регламентам безопасности, но и, самое главное, нынешним и перспективным потребностям военно-морского флота в промышленных мощностях, занятых поддержанием боеготовности кораблей и судов всех классов и назначений.
Программа технического перевооружения филиала рассчитана на пять лет. В результате ее реализации 35-й СРЗ должен стать ключевым оператором  по проведению доковых, текущих и средних ремонтов, сервисного обслуживания не только крупнотоннажных надводных кораблей Северного флота, но и судов гражданских заказчиков, в том числе и атомных ледоколов, танкеров, газовозов и оффшорной морской техники.
era_1
В Северодвинске для электромонтажных работ и ремонта электрооборудования работает отдельное предприятие - СПО "Арктика". 35-й СРЗ электрику на заказах ремонтирует самостоятельно.
В основу программы модернизации положен принцип зонирования заводской территории. На заводе предполагается сформировать три целевых зоны. В южной части, на базе хоть и пригодного к эксплуатации, но изрядно изношенного двухкамерного сухого дока, планируется построить новый док размером 400х70 метров с климатическим укрытием. Зона докового производства обеспечит постановку на твердое основание и выполнение доковых работ крупнотоннажных судов и кораблей, включая авианесущие. Доковое производство в этой зоне будет оснащено производственными участками по ремонту машин, механизмов, арматуры, участками окраски корпусных конструкций в доке и складскими мощностями.
dock6
Всю эту территорию (почти до кормы "Чабаненко") должен будет занять новый док.
В центральной зоне завода планируется сосредоточить ремонтное производство военного назначения с постройкой пяти блоков цехов, нацеленных на выполнение ремонтов судовых систем и механизмов по регламентам средних ремонтов и модернизации кораблей.
Северную часть заводской территории планируется отвести под обслуживание оффшорной техники. Выделение этой части территории из режимной зоны позволит создать удобный пункт перевалки грузов, предназначенных для морской техники, работающей на шельфе.
Примечательно то, что в результате модернизации даже внешний облик 35-го завода радикально изменится. Заметная часть зданий будет снесена, а на их месте воздвигнуты цеха из быстросборных конструкций, эксплуатация которых на верфях соседней Норвегии уже вполне оправдала их эффективность.
Стоимость программы технического перевооружения 35-го СРЗ исчисляется десятками миллиардов рублей. Руководству филиала предстоит пройти тернистый путь, на котором предстоит обосновывать свои решения, доказывать их состоятельность и эффективность, корректировать, где-то урезать, где-то дополнять и, конечно, бороться за деньги. Понятно, что на собственные средства и филиала и всего Центра судоремонта едва ли приходится рассчитывать. Банальный вопрос «А деньги где?» является, пожалуй, самым сложным во всем этом проекте. Вариантов тут немного. Вернее всего один – федеральный бюджет.
NEW.Still012
Директор СРЗ-35 Алексей Мальцев

По словам директора 35-го СРЗ Алексея Мальцева, уже удалось добиться включения мероприятий по реконструкции филиала в ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса…» в объеме 7 миллиардов рублей. Немногим меньшую сумму – пять с половиной миллиардов рублей – филиал получит  в рамках мероприятий по передаче ему компетенции военного судоремонта с СРЗ-82. Не менее серьезное финансирование мурманские судоремонтники рассчитывают получить из средств перспективной  «арктической» Федеральной целевой программы. Сдается, что в «Стране победившей Олимпиады» должны найтись средства на создание современных функциональных промышленных объектов в Арктической зоне. Поставить титановый российский флаг на дно Ледовитого океана в точке Северного полюса и заявить о своих правах в ООН – это замечательно. Но килограмм титана, даже раскрашенный в триколор, не сможет убедить других претендентов на Арктику в том, что Россия имеет за Полярным кругом какие-то преференции. Интересы страны в Ледовитом океане должны основываться на мощи ее арктического флота и промышленном потенциале Заполярья.  Сегодня и первое, и второе хоть и присутствуют, но безоговорочным авторитетом не обладают и потому вопрос о том, кто в Арктике главный постоянно дискутируется. Что будет завтра – покажет время. Реконструкция детища Папанина – СРЗ-35 – обеспечит движение сразу в двух направлениях – и в части развития промышленности региона, и в части повышения боеготовности Северного флота. Хочется верить в то, что при рассмотрении этого проекта мурманского филиала «Звездочки» в высоких кабинетах, будут приняты во внимание все доводы в его пользу.

Еще немного картинок:
cat 1
Кот судоремонтный (felis navis reparare) - символ домашнего уюта среди неуютного металла. Ареал обитания - цех №1. Питается стальным опилком и сварочной окалиной. Размножается вегетативно при помощи газорезки.
cat 2
Размножился.
NEW.Still010
Не чаяли уже вновь встретиться с "Арктической". Встретились в Кольском заливе..
Tags: Звёздочка, Мурманск, СРЗ-35
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments